Почему мы так редко балансируем неуравновешанные коленвалы? Одна из причин ...высокая стоимость на данный вид работы. Примерно в пять раз дороже балансировки обычного (рядного) коленвала. А почему стоимость завышенная? Потому, что обьем работы шире. Мы просим за балансировку v-образного коленвала 10т.р. (в других местах просят 25 тр)
Предлагаем прочесть перевод мануала по балансировке v-образных коленвалов..... ТУТ
Если Вы прочли мануал, то Вам понятен термин БобВейт и Боб-Фактор. Для балансировки v-образных коленвалов Вам потребуются Бобвейты. Их можно купить, а можно сделать у любого фрезеровщика. Очевидно, что Бобвейт для балансировки КАМАЗовского коленвала будет покрупнее, чем для малютки Матиз (имеется ввиду коленвал трехцилиндрового Матиза, он так же неуравновешанный), а значит арсенал Бобвейтов должен быть больше (если Вы планируете балансировать мотоциклетную и грузовую технику). Мы разделим статью на две части... первую назовем Бобвейт, вторую Боб-фактор.
Бобвейт
На просторах интернета нам не удалось найти ни одного американца, который бы рекомендовал отбалансировать Бобвейт. По видимому американцы слишком самоуверенны, что нацепляя на каждую половинку Бобвейта по 500гр, центр масс обязательно будет в центре шатунной шейки!!!! Парадокс еще в том, что американцы одни из тех, кто активно тюнят Роторные моторы. И балансировка коленвала роторного мотора подразумевает насаживания на шейку коленвала имитатора ротора с Бобфатором 100%, т.е. по сути сам ротор. Но ротор америкосы реально балансируют (Балансировка Ротора от Роторного мотора с 9й минуты). Если Ротор они балансируют как у кота "ЯЙЦА" ... то почему не балансируют сам Бобвейт?
Но если Вы забьете в ютубе Auswuchten der Kurbelwelle v-6 . Немецкий паренек, как и мы проделывает подобную балансировку Бобвейтов (жаль, что пренебрегает следующим нашим шагом). Шагаем дальше.
Кому удобно воспринимать информацию через видео, вот ролик трехлетней давности, где Бобвейты мы корректировали до остаточного дисбаланса 0.5-0.7 гр.... https://www.youtube.com/watch?v=Qz5hyp0RjRg Бобики располагали так же парами 0.5гр компоновали с 0.7гр, чтоб каждая шейка создавала при вращении одинаковую инерцию, направленную в одинаковую сторону. Фактически расчетный вес Бобвейта будет незначительно увеличиваться или уменьшаться.
Боб - ФАКТОР
Мы использовали Боб-Фактор 50%. А что произойдет если мы повесим на коленвал Бобвейты с бобфактором 52,1% ?
Коленвал отбалансирован по 50% Боб-фактору. На каждый Бобвейт повесили по 13,4 гр веса. Что фактически означает набор Боба по Боб-фактору 52,1%. После пуска с каждой стороны просит коррекции ... словно и не балансировали! Значит набор и определение веса Боба дело ответственное! Зададимся вопросом, а как так получилось, что Боб-фактор получился ровно 50% ? В мануале так написано? Весь мир так делает? И так устроена физика, что цифра 50% - это грань совершенства? Почему не цифра 50,5%????
Думается нам, что правда колеблется в диапазоне Боб-фактора 40-60 %. А цифра 50 лежит ровно по середине этого коридора!!! Вот и ответ почему в американских рекомендациях фигурирует 50%... без всяких обьяснений (это предположение). Вторая версия ... эти амриканцы - ребята ГЕНИАЛЬНЫЕ и нужно полагаться на их опыт.
Однако существует и российская формула расчета. Вес прицепной части + шатун + поршень , где вес прицепной части расчитывается на основе центра массы шатуна (центр масс определяется путем периода качания верхней и нижней головок шатуна).
Масса(прицепной части) = масса(шатуна) * L1(от ц.м.ш до точки подвеса в.г.ш )/L(длина шатуна)
Попадает российский Боб-фактор в район 32% Боб-фактора. Цифра сильно отличается от принятой в мире. Но формула дает понять, что от длины шатуна вес Бобвейта будет меняться. А значит прямолинейно все моторы под один Боб-фактор ставить опрометчиво. Для каждого мотора свой идеальный Бобфактор. Признаемся, что мы его не знаем. Знаем, что не все балансируют при 50% Боб-фактора. Очень "крутые" чуваки балансируют со своим БОБ-фактором. Если нам доведется оказаться в поддоке Williams, то обязательно спрошу у Пади Лоу, что он посоветует делать с этим Боб-Фактором (шутка).
Путь решения нам видится следующий....
Балансируем коленвал 50% Бобфактор. Устанавливаем коленвал с ШПГ в блок. Ставим на обкаточный стенд. На обкаточном стенде замеряем вибрацию на бугелях коленвала при разных оборотах вращения. Снимаем коленвал и перебалансируем его с Боб-фактором 52% ... 54%.... 56%... 65% замеряем в реально собранном блоке величину вибрации на бугелях.Практическим путем находим для конкретного мотора лучший Боб-фактор. У нашего подопытного v-образного блока меняем вес ШПГ (не меняя длину шатуна) и перебалансируем коленвал снова с определенным нами оптимальным Боб-фактором, чтоб увидеть повторное подтверждение определенного Боб-фактора, как оптимальный.
П.С. Выбор Боб-фактора при балансировке обсуждается с заказчиком.
П.С.С Поиск отпимального Боб-фактора ведем и точно найдем.
Главная / Статьи - тюнинг ВАЗ / Балансируем v-образный коленвал |