Как Выглядит работа оператора на колесном стенде? Им делаются следующие манипуляции....
Подготовительные
Замер и график
Разные стенды выдают разные параметры и в разной форме. Признанным авторитетом считаются стенды МАХА. И нам они нравится больше всего. Однако и стенды др. производителей тоже молодцы. В сегодняшней статье мы обсудим замеры сделанные на стенде Cartec 2020 4wd. В целом стенд считается немецкого производства, но с 2008 года делается в италии, Поэтому в разных источниках он упоминается с разной родословной. По россии таких стендов продано в районе сотни штук, от Питера до Братска ( пример в Питере, пример в Братске ).
Пример первый... НИССАН
Предлагаю разобраться с цифрами полученными при удачном замере нашего НИССАНА. С правой стороны от графика присутствуют 6 строчек и в них можно запутаться.
Мощность двигателя (КОРРЕКТИРУЕМАЯ) 354.4 л.с
Мощность двигателя (измеренная) 371.0 л.с.
Колесная мощность (измеренная) 351.6 л.с.
Мощность потерь (измеренная) 19.4 л.с
Крутящий момент (КОРРЕКТИРУЕМЫЙ) 392 Нм
Давление и температура 1017 мБар 18гр (ISO -стандарт корректировки)
В процессе замера сила которая воздействовала на ролики измерена и составила 351,6 л.с. (в максимальном своем значении). По окончании разгона, машина на нейтральной передаче замедлялась и это тоже был процесс замера стендом НЕКОТОРЫХ сил (под названием "потери", "выбег", "потери КПП", "мех. потери" и как угодно их можно назвать). В нашем случае в процессе замедления стенд уловил 19.4 л.с
Это скажем так силы которые могли тормозить и мешать мотору автомобиля разгонять и крутить ролики в момент замера-разгона. Не будем вникать в методику замера при разгоне и замедлении, но если замеренные 19.4л.с мешали мотору показать всю свою МОЩУ, то логично, что эти силы мы можем прибавить к измеренным 351.6 л.с
Колесная мощность 351,6л.с. + мощность потерь 19.4л.с = 371л.с (МОЩА ДВИГАТЕЛЯ)
Стенд мерит мощность мотора. Не колесную мощность, а именно мощность мотора. Стенд предназначен, для определения мощности двигателя. На другом стенде показания колесной мощности и мощности потерь могут отличаться ... но окончательная величина скорее всего будет такой же! (оговоримся, что стенды исправны и операторы квалифицированны).
Итого измеренная мощность двигателя на автомобиле НИССАН равна 371 л.с
Предположим, что наш стенд совместно с автомобилем и прямо с парнями в багажнике на ковре самолете (или по взмаху волшебной палочки) перенесся в другое географическое место.... например в г. Воркута. В Воркуте другое атмосферное давление, др. температура окружающей среды. И тот же стенд и тот же мотор в силу разности давления и температуры показывает уже другую мощность. Возможно больше, возможно меньше (по погоде)!!!!! Как же так возмущенно скажете ВЫ, почему разница в показаниях? стенд заглючил? врет?
Весь мир договорился, что есть условия при которых вес воздуха можно считать эталонным. Читаем ссылку . Мощность мотора и вес воздуха - это две связанные веревки.
В момент замера мощности нашего Ниссана строка температуры и давления показывает 18гр и 1017мБа
Замеренные 371 л.с. после корректировки к нормированным условиям давления и температуры превращаются
в 354.4 лс по ISA
354.2 лс по EES
354.2 лс по SAE
366.3 лс по JIS
368.4 лс по DIN
Что декларировать окружающему миру из 6ти представленных величин от 354.2 лс до 371 лс решать ВАМ.
Мы предпочитаем стандарт ISA 1585. Именно он и был выбран при замере Ниссана (и всех других). 371 л.с - это сила которая вращала ролики и это не фальшивка. Если к стенду не подключены датчики температуры и давления, то он не пересчитает Вам Ваши замеренные 371 лс к корректируемым. Но кто мешает Вам сделать это самому в ручную.
Пример второй и третий ...
Форд Фиеста и Лада ВЕСТА.
Лада Веста ссылка Форд Фиеста ссылка
Взглянем на графики Лада Весты не вошедшие в статью по ссылке выше.
3я, 4я ,5я передачи.
|
Колесная мощность на 5й передаче самая маленькая, но потери максимальные. В среднем диапазоне мощность выше,
чем на 4й и 3й передачах. Именно поэтому и момент при данном замере оказался выше. Измеренная мощность разница в 1-3 силы, при таком ощутимом перепаде скорости и надо учесть, что резина была зимняя липучка. 4я передача Вазовской КПП более всех приближена к "прямой" и это определяет, какому замеру стоит доверять.
Однако не всегда получается замерять мощность на прямой передаче. В силу отсутствия информации о КПП. Или машина не имеет таковой (Лада-Калина-Национальный на 5й передаче имеет передаточное число 1,129).
Форд Фиеста оказался автомобилем по которому сложно было найти точные данные о передаточных числах и замер проводился на повышенной передаче. Автомобиль с автоматизированной КПП 6ти ступенчатый. Производим замер на 5й передаче и при достижении 5750 об/мин автомат перепрыгивает на 6ю передачу. У нас нету инструмента заставить "мозг" управления ДВС довести обороты на 5й передаче до максимально возможных.... остается вариант произвести замеры на 6й передаче.
6я передача позволила выйти на БОЛЬШИЕ обороты, на которых есть БОЛЬШЕ мощности. Если бы замер на 5й передаче позволил дотянуться до 6250 об/мин, то мехпотери скорее всего бы ли бы на 5-6 л.с меньше. Мысленно продлите график черного цвета с 5760 об/мин до 6250 об/мин и сравните разницу мехпотерь. Умозаключаем, что на 5й передаче мы могли ИЗМЕРИТЬ ( 130.3 лс - 5.6 лс ) = 124.7 лс
И уже замеренные 124.7 лс корректируем по ISA1585 получим 118.355 л.с
Производитель заявляет 120 л.с.
Возможно Форд корректирует по другому стандарту? Не думаю. Но на все есть ответы.
Ребята с сайта autotest.pro, пригнавшие Ford Fiesta для измерений, после посещения стенда, запросили информацию по передаточным числам КПП у производителя машины - Ford Sollers. И получили её.
Передаточное соотношение — автомобили с двигателем 1.5L/1.6L (Ti-VCT) Sigma
Передача |
Передаточное число |
Главная передача |
Заднего хода |
3,507 |
4,353 |
1-я |
3,917 |
3,895 |
2-я |
2,429 |
3,895 |
3-я |
1,436 |
4,353 |
4-я |
1,021 |
4,353 |
5-я передача |
0,867 |
3,895 |
6-я передача |
0,702 |
3,895 |
5я передача оказывается не эталон для замера, 4я передача оптимальнее всех приближена к прямой передаче.
Проведем паралели между Вестой и Фиестой. Веста на повышенной передаче (5й передаче) "бьет" на пару сил меньше (в пике оборотов), чем при замере на пониженной передаче (на 4й передаче). Фиеста тоже может на 4й передаче добрать КОРРЕКТИРУЕМЫХ 1,5-2 л.с. И тогда можно сказать БРАВО ФОРД... копейка в копейку!!!!!!!
Остается произвести замер на 4й передаче. И его стоило сделать когда машина стояла на стенде! (наш косяк).
Форд Молодец, но и Cartec молодец. Бытует мнение, что колесный стенд не так точен как моторный. Не соглашусь.
Пример четвертый (бонусный)
ВАЗ 2111 (мотор стандартный 8v). На стенд заехало как учебное пособие.
На этом "чемодане" была протестирован эффект от присадки к маслу Реагент 3000.
Замер мощности на старом масле. Замена масла.
Замер мощности на новом масле. Сделали обработку целиндров первым составом.
Замер мощности после пробега 700км. Делаем обработку целиндров вторым составом.
Замер мощности после пробега 400км.
Это тема отдельного материала.... нас же интересует СТЕНД.
ВАшему вниманию предоставляем 2 замера, сделанные друг за другом.
Можно пять раз замерить и получить все разы по 100 сил. Это фокус. Расскажу поподробнее....
Занятие которое проводилось со студентами желательно сделать интересным (напомним, что замеры делаются в качестве обучения студентов). Студентам было предложено ответить на вопрос:
- В связи с чем после посадки в автомобиль 3х студентов стенд зафиксирует большую мощность?
Мощность как видите получилась не просто мощная, а сверх мощная.
26% прибавки - этому может позавидовать любой чип-тюнинг. Студенты покидают машину и снова делаем замер... мощность снова 78 л.с. Студенты (уже другие) садятся в машину и снова замеряем 100 сил. Фокус зачетный. Как вес автомобиля мог повлиять на столь сильные изменения в замере? Ну очевидно в мехпотерях!!!!! Которые на экране видят студенты.
Это тест на внимательность. После достижения отсечки по оборотам (или правильнее сказать на грани отсечки) мы отпускаем педаль газа и переключаемся на нейтральную передачу. Студенты должны обратить внимание, что оператор не переключился на "нейтраль" и процесс выбега происходит на включенной 4й передаче. Второй момент на внимательность - это по достижении 45кгм/час (глаза оператора фиксируют скорость по спидометру) уже происходит переключение на нейтраль. Стоит надеяться, что студенты это увидят и дадут внятный ответ на поставленный вопрос.
Можно побаловаться и посадить в машину не трех студентов, а полтора студента. Вспомните мультик про полтора землекопа. Один в багажник (лежа), второй в салон. И стенд покажет уже прибавку не 25 сил, а в полтора раза меньше. Замерщику нужно аккуратно переключится с 4й передачи на 5ю и выбег произойдет уже с меньшим торможением двигателя.
Мораль нашего 4го примера в следующем.... Очень много современных машин напичканы электроникой и не каждая коробка автомат позволит Вам переключиться на нейтраль. Полученная мощность может не соответствовать ожидаемой. Но на все есть ответ.
П.С. Данный материал написан как методичка для студентов КНИТУ-КАИ, кафедры АДиС.
П.С.С Ссылка на видео Стенд Cartec в КНИТУ КАИ
Главная / Статьи - тюнинг ВАЗ / Анализируем график мощности. |